Пятница, 10.05.2024, 23:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная » 2009 » Декабрь » 27 » Арии.
14:22
Арии.
уклада, социально-политического строя, культуры.Прежде чем перейти к содержанию мифа, необходимо обратиться к фактам
истории.
Наукой установлено, что в сложении современных индийских народов
большую роль сыграли
пришедшие некогда в Индию племена, называвшие себя
ариями. Распространяясь по террито-
рии Северной Индии, они смешивались с
местным населением и ассимилировали его. На их
языках и диалектах были
составлены ведийские гимны, «Махабхарата» и «Рамаяна», многие
другие
произведения индийской литературы. Языки и диалекты этих арийских племен легли
в
основу таких современных языков Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки, как
хинди, ур-
ду, бенгали, сингальский, маратхи, гуджарати, синдхи и
др.
Вместе с иранскими они образуют индоиранскую ветвь индоевропейской группы
язы-
ков. Эта группа — одна из наиболее многочисленных языковых семей мира; в
нее входят сла-
вянские, германские, романские, латышский и литовский,
древнегреческий и ряд других жи-
вых и мертвых языков. В этих языках и сейчас
имеется много общих черт. Но еще более близ-
кими были они в древности, когда
племена, говорившие на индоевропейских языках, жили в
непосредственном
соседстве друг с другом, а по мнению некоторых ученых, составляли еди-
ную
группу племен с единым языком.

Тесное родство
индоевропейских языков было доказано еще в первой половине XIX в.,
когда
закладывались основы блестящего направления лингвистической науки —
сравнитель-
ного индоевропейского языкознания. Выработанная этой школой
строгая научная методика
позволила установить многие закономерности в
развитии отдельных языков на различных
этапах их истории, систему
взаимоотношений друг с другом представителей обширной индо-
европейской
языковой семьи.
Пользуясь сравнительно-историческим методом, ученые,
например, установили, как
произносились те или иные до сих пор неизвестные
слова в ряде мертвых или малоизвестных
языков.
Правильность этих
теоретических выводов много раз непосредственно
подтверждалась
археологическими открытиями, дарившими науке новые тексты, где
содержались эти самые
слова. Сравнительно-исторический метод дал возможность
открыть и понять исчезнувшие и
давно забытые языки, такие, как язык хеттов,
речь которых звучала во II тысячелетии до н.э. в
Малой Азии и на котором они
вели переписку и составляли договоры с египетскими фараона-
ми; тохарский
язык с его текстами, открытыми в песках Центральной Азии; «бактрийский»
язык,
памятники которого стали известны только в последние годы и на котором говорили
в
юго-восточных областях Средней Азии и Афганистане в эпоху Кушанской
империи, объеди-
нившей в начале новой эры обширные территории Индии и
Средней Азии.
Выводы сравнительно-исторической лингвистики о родстве и
соотношении языков ин-
доевропейских народов выдвинули целый ряд новых
проблем древнейшей истории этих наро-
дов, их происхождения, хозяйственного
уклада, социально-политического строя, культуры.
Центральное место занимает
вопрос об области и времени совместного обитания индоевро-
пейских народов,
т.е. об их прародине. Без более или менее определенных выводов по
этому
вопросу невозможно и окончательное решение как упомянутых, так и ряда
других важных на-
учных проблем. Ответа на поставленный вопрос ждут не только
историки и лингвисты, но и
археологи, прежде всего те, которые исследуют
интереснейшие памятники ряда древних куль-
тур на территории Советского
Союза, где формировались и распространялись многие индоев-
ропейские
народы.
Арийские племена, пришедшие в Индию, в языковом и культурном
отношении были
особенно близки к племенам иранской группы. На заре своей
истории и те и другие поклоня-
лись одним и тем же богам — доброжелательному
к людям Митре, покровителю храбрых
воинов могучему громовержцу Индре; они
пели одинаковые священные гимны, хранили
сходные мифы и легенды, слушали
тождественные истории о своих любимых эпических геро-
ях; на ритуальных
церемониях и празднествах их жрецы приготовляли опьяняющую сому —
священный
напиток богов и бессмертных; на легких боевых колесницах их лучшие воины
по-
ражали врагов на войне и устраивали ристания в мирное
время.
Удивительно сходной была социальная структура этих племен —
общественное деле-
ние на военную знать, жрецов, свободных общинников,
получившее оформление и закрепле-
ние в аналогичных идеологических
представлениях и правовых нормах. Каждая из названных
групп соотносилась с
определенным цветом (жрецы с белым, военная знать с красным и т.д.) и
с одной
из трех плоскостей космоса, на которые и индийцы, и иранцы подразделяли
сущест-
вующий мир, — с небом, пространством между небом и землей, землей.
Сохранившиеся до
нашего времени собрания священных гимнов — Веды индийцев и
«Авеста» иранцев — очень
близки между собой по языку, мифологическим образам,
многим сюжетам.
И индийские, и иранские племена называли себя ариями, а свои
страны — арийскими.
Уместно отметить, что имевшее распространение в
расистской литературе одиозное примене-
ние термина «арии», «арийцы» в
отношении всех индоевропейских народов не имеет под со-
бой научной основы.
Единственно обоснованным является его употребление для
обозначения
индоиранских племен и народов, как они и называются в научной
литературе. В качестве са-
моназвания слова «арий», «арии» определенно
встречаются лишь в индоиранских языках. Так
называли себя творцы Вед и
индийских эпических сочинений, составители «Авесты», авторы
древнеперсидских
надписей. От слова «арии» происходят названия различных индийских и
иранских
племен и областей. Центральная часть Индии, долина священного Ганга,
называлась
в древности Арьяварта — «страна ариев», того же происхождения
современное название
«Иран».
Все указанные общие черты являются наследием
той отдаленной эпохи, когда предки
индийских и иранских племен жили рядом
друг с другом, в пределах единой территории. Дан-
ный вывод — общепризнанное
в науке положение, исходящее из исторической реальности
«индоиранского
единства». Но где именно находилась прародина ариев — вопрос, остающий-
ся до
сих пор не решенным, вызывающим оживленные дискуссии. Он непосредственно
связан
с более общей проблемой происхождения предков индоевропейских народов
в целом; но и ее
решение пока может быть намечено лишь в самых общих
чертах.
Сравнение данных различных индоевропейских языков дает возможность в
какой-то
мере воссоздать растительный и животный мир, климатические условия,
ландшафт областей,
где предки индоевропейских народов могли жить в период их
совместного обитания. Эти ма-
териалы заставляют исключить как полярные и
непосредственно примыкающие к ним облас-
ти, так и жаркие районы
Средиземноморья и Южной Азии. Следует учитывать также области
распространения
индоевропейских народов в исторический период — от кельтских
племен
Британских островов и Галлии до ариев Индии.
Но тем не менее
подобные данные сравнительной лингвистики и археологии не позво-
ляют точно
решить, где располагалась первоначальная родина индоевропейцев. Ее ищут в
Се-
верной и Центральной Европе, на Балканах, в Северном Причерноморье, в
южнорусских сте-
пях и далее к востоку — в Казахстане и Средней Азии. Каждая
из таких теорий имеет своих
ярых защитников, свои доводы и
аргументы.
Эпоха индоевропейской общности относится к глубочайшей древности.
Позднее, после
«распада» этого единства, различные группы индоевропейских
племен расселились по значи-
тельно более обширным пространствам. И снова
идут споры о том, когда и на каких террито-
риях происходило формирование
выделившихся из индоевропейской общности предков арий-
ских народов.
Прародину ариев также помещают в самых различных областях — от низовьев
Дуная
и Средней Европы до Алтая и границ Индии. Особенно популярна в науке теория
сред-
неазиатского происхождения ариев. Ее многочисленные сторонники считают,
что именно
Средняя Азия была местом сложения арийских племен, их цивилизации,
духовной культуры,
эпоса. В индийской науке существует даже мнение о том, что
Индия была самой ранней обла-
стью обитания ариев. Но этому явно противоречат
многие данные, в том числе о распростра-
нении индоевропейских племен, из
среды которых происходили и арии.
Не был родиной ариев и Иран. Еще во II
тысячелетии до н.э. на его современной терри-
тории обитало население
совершенно иной этнической принадлежности. Лишь позднее здесь
появились
племена, говорившие на иранских языках и диалектах и называвшие себя
ариями.
Однако откуда и какими путями пришли они в Иран, до сих пор остается
недостаточно ясным.
В настоящее время к иранской группе народов принадлежат
персы, таджики, курды,
осетины и ряд других народов. Но еще обширнее была
область распространения иранских
племен в древности. Она охватывала
территорию от Северного Причерноморья до
Восточного
Туркестана.
Бонгард-Левин, Грантовский. От Скифии до Индии
Источник http://iriston.info/
Категория: Новости | Просмотров: 188 | Добавил: thisever | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта