Пятница, 10.05.2024, 02:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная » 2011 » Январь » 19 » Билеты 1-10
14:27
Билеты 1-10
Это глубоко символическая легенда о матери-оленихе, выкормившей двух детей-сирот.Билет №1
1. «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы.Воплощение в «Слове...» идеи единства Русской земли.
В основе сюжета «Слова...» лежит действительное событие русской истории: в 1185 году новго-род-северский князь Игорь Святославич совершил поход на половцев, его рать была разгромлена, сам Игорь взят в плен.
Глубокое идейное осмысление автором этого исторического события и мастерство художественного воплощения позволяют говорить о «Слове...» как о выдающемся памятнике древнерусской литературы.
Ученые не пришли к единому мнению о том, кто был автором этого выдающегося произведения. Известно, что это образованный и эрудированный человек, талантливый поэт и общественный деятель.
Жанр этого произведения свободный. Д. С. Лихачев определяет его как «эпос», в котором соединяется фольклорное и книжное, лирическое и публицистическое начало.
Композиционно «Слово...» делится на три части:
вступление, в котором автор стремится подчеркнуть «торжественную» направленность своего произведения, настроить читателя на «высокий» строй мысли, соответствующей серьезности содержания: «Начать эту песню надо, следуя за действительными событиями нашего времени, а не по замышлению Бояна»;
основная (повествовательная) часть, в которой автор не только рассказывает о событиях, но и выражает свое отношение к ним. Исторические эпизоды чередуются с вымышленными (вещий сон Святослава, плач Ярославны), а также с авторскими отступлениями и обращениями: «Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»;
заключение — образец «славы» — традиционно для эпического жанра древнерусской литературы: «Будьте здравы, князья и дружина, борясь за христиан против поганых полков!»
«Слово...» отличает необыкновенный размах и масштабность изображения: Русская земля от Новгорода на севере до Тмутаракани на юге, от Волги на востоке до Угорских гор на западе. Большую роль в «Слове...» играют картины природы. Настроение природы созвучно происходящим событиям: затмение солнца является предзнаменованием недоброго конца, звери и птицы предупреждают Игоря об опасности: «Но уже беду его предостерегают птицы по дубравам; волки грозу на-вывают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы лают на алые щиты».
Изображая природу, автор часто прибегает к олицетворениям (природа скорбит, когда Игорь терпит поражение). В отличие от других произведений древнерусской литературы пейзаж в «Слове...» не статичен, а изображается в постоянном движении. Одним из основных художественных приемов, к которым прибегает автор «Слова...», является гипербола, соответствующая масштабности изображаемого пространства и времени: «Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимир всякое утро уши затыкал в Чернигове».
Изображая конкретные исторические события, автор стремится донести до читателя мысль о необходимости объединения Руси. Эта идея заложена в основе произведения, разобщенностью князей объясняются трагические события в жизни Руси. Автор с великой горечью пишет: «Уж ведь, братья, невеселое время настало... Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое». И стали князья... сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».
Эта важнейшая для «Слова...» идея единения выражается и в «золотом слове» Святослава, «со слезами смешанном». Святослав упрекает Игоря и Всеволода в самоуправстве, а русских князей — в разъединенности.
Идея защиты Русской земли и необходимости единения изображена как призыв, идущий как бы от народа (отсюда близость «Слова...» к произведениям фольклора), но обращен он к князьям (отсюда книжная, публицистическая основа произведения).

2. Человек и природа в современной литературе (по одному-двум произведениям)
Двадцатый век принес человечеству множество проблем, и среди них - экологическую. Все чаще приходится задумываться о последствиях нерационального использования природных ресурсов, об опасности загрязнения почвы, воды и воздуха. Естественно, литература не может обойти эту проблему. Наиболее остро экологическая тема стоит в фантастической прозе, так как жанр фантастики обладает богатыми возможностями для того, чтобы показать, к чему может прийти человечество. Так, в романе Гаррисона "Неукротимая планета" показывается взаимозависимость людей и окружающей их среды: если природу ненавидеть и бояться, то она ответит тем же.В советской литературе тема отношения к природе всегда была одной из основных. В частности, особенно ярко эта тема звучит у Чингиза Айтматова. Я хочу рассмотреть одно из его произведений - повесть под двойным названием "Последняя сказка. Белый пароход". В первой же фразе говорится о двух сказках - личной, персональной сказке мальчика, главного героя, и той сказке об окружающем мире, которую рассказал ему дед. Это глубоко символическая легенда о матери-оленихе, выкормившей двух детей-сирот. Потомки этих детей стали истреблять оленей, и тогда мать-олениха навсегда ушла с Иссык-Куля. Аллегория весьма прозаична: мать-олениха - это природа, всеобщая прародительница, а все люди - ее дети, но все они относятся к ней по-разному. Персонажи повести делятся на два противоположных лагеря - на тех, кто любит природу, понимает ее и верит древней легенде, и тех, кто к природе равнодушен. И мальчик, и дед Момун относятся к миру как язычники, видят душу в каждой травинке, в каждом живом существе, дают имена камням. Они помнят о своих корнях, о том, что они - дети природы. В повести звучит фраза: "если люди не будут помнить отцов - они испортятся". Негодяй Орозкул не помнит истоков, не видит красоты мира, он - порченый и нравственно и физически - ему не дано иметь детей. Род на нем пресекается, и в этом высшая справедливость, он бесплоден и не приносит никому никакой пользы. Люди, не верящие старым сказкам и не любящие природу, безнадежно слепы. Они убивают мать-олениху, без которой их жизнь невозможна, и съедают ее, сами не ведая, что творят. Их духовное зрение закрыто - и они не видят очевидного. Их память утеряна - и они не в состоянии осознать, что на самом деле происходит.Повесть глубоко трагична. Гибнет мать-олениха - олицетворение природы, творящей силы мира, прародительница всего сущего, и вместе с ней - духовно или физически - умирают те, кто ее любил. Теряет свою личность дед Момун, физически гибнет мальчик, душа которого не в состоянии принять и понять всего ужаса и трагизма произошедшего.Трагически кончаются обе сказки - сказка мальчика и сказка старика. Но звучит мысль о том, что "правда пребудет вовек". Высшая справедливость все равно восторжествует. Природа сотни раз умирала и сотни раз воскреснет; ее невозможно уничтожить, главное - помнить об этом. Памяти о своих корнях, о своих предках учит нас небольшая, но очень глубокая повесть Чингиза Айтматова, одного из самых талантливых современных писателей.


Билет №2
1. Тема Родины и служения ей — ведущая в творчестве М. В. Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Наиболее ярко просветительские идеалы поэта отразились в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»:

1. Необъятность Родины:

Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою...

2. Процветание Родины невозможно без мира (понимаемого очень широко — «возлюбленная тишина»):

Когда на трон она вступила, Войне поставила конец.

3. Одна из основных заслуг Елисаветы — развитие отечественной науки:

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны!

Наука не только способствует процветанию России, но и приносит пользу каждому человеку:

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут...

Ода завершается гимном науке, призывом к молодому поколению дерзать во славу Российской земли.

2. “Сотников”. Здесь получила глубокое философское решение од-за из ключевых проблем творчества Быкова — проблема нравственного выбора. Он писал, что хотел показать, на что способен человек, когда “возможности отстоять свою зсизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозмож-н :> >>. Перед лицом страшных испы-~аний, безысходностью смерти в повести показываются попавшие в руки полицаев два партизана — Сотников и Рыбак. Первостепенное значение для Быкова имеет не этвет на вопрос, какой выбор делают герои, а почему они поступают так или иначе. Психологический анализ в повести направлен на выяснение мотивов их поступков.
Рыбак в ситуации выбора проявляет предельную активность. Его жаждущая действия натура не может примириться с мыслью о необходимости смерти. Сотников же, напротив, внешне пассивен. Но это 'объясняется не его покорностью

судьбе, а способностью трезво оценить ситуацию. Выбор смерти, совершаемый Сотниковым, — результат осознания им жизненной необходимости, проявление истинной свободы духа.
Рыбак, несмотря на его внешнюю активность, по сути дела, не выбирает, а подчиняется обстоятельствам. Ведь истинно свободный выбор возможен лишь в том случае, если человек способен его осмыслить, если его поступки являются результатом процесса самосознания. Рыбак по натуре — исполнитель, нравственные принципы для него — сфера сугубо дисциплинарная, а не результат внутренней убежденности. Поэтому, когда он сталкивается с необходимостью выбирать самостоятельно, ему, оказывается, не на что опереться духовно. Жизненный опыт учил его в минуты опасности “действовать больше инстинктивно, без размышлений”. Поэтому, оказавшись в ситуации, где невозможно “прибегнуть к испытанному средству — силе”, он растерялся (“он ничего не решил конкретно и нес к следователю полное смятение в душе”). Его согласие на службу в полиции — результат подчинения обстоятельствам, а отнюдь не следствие свободного выбора. Только после того, как Рыбак принял участие в казни Сотникова, он вдруг понял, что его надежды перехитрить полицаев и немцев и сбежать в лес к партизанам рухнули. Он сам отрезал себе путь назад. Внутренняя несвобода, подчиненность обстоятельствам помешала Рыбаку и в его попытке покончить жизнь самоубийством. В случившемся он готов винить кого угодно: немцев, войну, полицаев, Сотни-

нова, наконец, — только не себя самого. Примечателен вывод, к которому Рыбак приходит в финале: “Наверное, ничего уже не поделаешь — такова судьба”.
Сотников в повести Быкова отнюдь не герой без страха и упрека. Он постоянно учится жизни и по мере развития событий меняется сам. Его выбор — результат напряженной душевной работы, в процессе которой он обращается к жизненному опыту и других людей, и к своему собственному, переосмысленному заново. Поэтому Сотников уходит из жизни несколько иным человеком, чем был прежде. Он утрачивает свойственную ему ранее уверенность в собственном праве выносить приговор и судить других, освобождается от жестокого максимализма и категоричности оценок, становится человечнее и мудрее. Главное открытие, которое он делает на пороге смерти, — осознание человеческой жизни как высшей ценности. Это позволяет ему в последние минуты спасти старосту Петра, безвинных Демчиху и Басю. И хотя это ему не удается (их казнят вместе с ним), финал жизни Сотникова можно назвать настоящим подвигом во имя людей.

Билет №3
1. Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине в произведениях Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина (на примере произведения одного из авторов — по выбору учащихся).
Ц. И. Фонвизину удалось показать действительность такой, какая она есть, но он не требовал коренных изменений социальных условий.
Г. Р. Державин сумел постигнуть сложность, контрастность окружающего мира, но эти противоречия, как правило, не раскрывались им в социальном плане.
А. Н. Радищев — первый писатель XVIII века, который вникнул в существо социальных противоречий.
“Недоросль” Фонвизина — это первая социально-политическая комедия на русской сцене. Ведущий конфликт ее — борьба передовых дворян с невежественной реакционной массой. Фонвизин был настроен оппозиционно по отношению к екатерининскому самодержавию. Его положительные герои, в первую очередь Старо дум, выступают с разоблачениями легенды о Екатерине II как о просвещенной правительнице. Екатерина не может быть “государем великим”, который есть “государь премудрый”. Ее двор погряз в интригах: “по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее”, “один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле”. Устами Стародума Фонвизин говорит, какой хотел бы видеть императрицу: “А! Сколь великой душе надобно быть в государстве, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбы себе подобных!”; “Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных”. Под подданными Фонвизин имел в виду дворян, изображенных в пьесе людьми ограниченными, невежественными, жестокими. Простаковы — Скотинины знают, что их охраняет самодержавное законодательство, и поэтому не считают свое обращение с крепостными преступным: “Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что же дан нам указ-от о вольности дворянства?”
Государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами.
“Фелица” (1783) — наглядный пример нарушения классической нормативности оды, прежде всего благодаря сочетанию с сатирой: образу просвещенного монарха противопоставляется собирательный образ порочного мурзы.
Фелица — многоплановый образ: она просвещенная монархиня и в то же время — частное лицо.
Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом.
Державин соединяет похвалу императрице с сатирой на ее приближенных.
Важное место в творчестве Державина занимают гражданско-обличительные стихотворения, среди которых особенно выделяются “Вельможа” (1794) и “Властителям и судьям” (1795).
В основе “Вельможи” — социальный портрет человека, стоящего близко к трону и призванного выполнять волю государя. Ода основана на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ. С одной стороны, Державин рисует роскошный быт вельможи, живущего “средь игр, средь праздности и неги”, с другой — униженность зависящего от людей. Идеал общественного устройства для Державина:
Блажен народ! — где царь главой, Вельможи — здравы члены тела, Прилежно долг все правят свой, Чужого не касаясь дела.
Стихотворение “Властителям и судьям” (переложение 81-го псалма) Екатерина II восприняла как якобинские стихи. Стихотворение звучит как прямое, гневное обращение к “земным богам”, которых поэт не только сводит с пьедесталов, но и подвергает нелицеприятному суду, напоминая им об их обязанностях перед подданными:
Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.
Ничтожность царей, их человеческая слабость становятся особенно ощутимы благодаря антитезе царь — раб:
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!..
Поэт призывает всевышнего покарать “ царей земли ”.
Ода “Вольность” Радищева воспевает народную революцию. Державин перевел этот торжественный, хвалебный жанр в обличительный. Радищев сделал оду призывом к революции, используя присущие ей публицистичность и экспрессивность. Самодержавие в изображении Радищева — “тусклый трон рабства”. Избавление от самовластного гнета придет тогда, когда “возникнет рать повсюду бранна, надежда всех вооружит”. После казни венценосного преступника наступит эра народной власти (“На вече весь течет народ”). Но Радищев понимал, что время народной революции еще не пришло.
В “Путешествии из Петербурга в Москву” Радищев показал, что главный враг русского народа — самодержавно-крепостничес>кий строй. В главе “Спасская полесть” писатель обличает власть Екатерины П. Центральное место в главе занимает сон путешественника. Идиллическая картина проникнута иронией и сарказмом. Дальнейшее разоблачение, выявление истинного лица правителя происходит, когда Истина-Прямовзора снимает бельма с глаз монарха: “Одежды мои, столь блестящие, казалися замараны кровию и омочены слезами”. Вывод из этой главы очевиден: единовластие, в какую бы форму оно ни было облечено (даже в виде просвещенной монархии), по своей сущности антинародно: “Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние ”. Окончательный приговор самодержавию выносится в главе “Тверь”, в которую включена ода “Вольность”.
2. Ваш любимый литературный герой.

Билет №4
1. “Мильон терзаний” Чацкого. Его поражение и победа в борьбе с миром Фамусова. Чтение наизусть одного из монологов Чацкого или Фамусова.
Конфликт пьесы Грибоедова “Горе от ума” представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.
Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем от Лизы, что он “чувствителен, и весел, и остер”. Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен ее холодным приемом, пытается найти в ней то понимание, которое, видимо, было раньше. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то степени то
же, что и между Софьей и Молчалиным: от любит не ту Софью, которую увидел в день приезда, а ту, которую придумал. Поэтому возникновение психологического конфликта неизбежно. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет “сердца каждое биенье”, хотя “ему мир целый казался прах и суета”. Чацкий оказывается слишком прямолинейным, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчалина, что любовь не подчиняется рассудку. Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая ее неприязнь. Оправдать Чацкого может его ослепленность страстью: у него “ум с сердцем не в ладу”.
Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Чацкий, взволнованный встречей с Софьей, обескураженный ее холодным приемом, начинает говорить о том, что близко его душе. Он высказывает взгляды, прямо противоположные взглядам фамусовского общества. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о “Несторе негодяев знатных”, обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе:
Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы?
Он не признает чинопочитания и подхалимства:
Кому нужда: тем спесь, лежи они
в пыли, А тем, кто выше, лесть, как
кружево, плели.
Чацкий полон искреннего патриотизма:
Воскреснем ли когда от чужевластья
мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал
за немцев.
Он стремится служить “делу”, а не лицам, он “служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Характерно, что начало этому слуху положила именно Софья. Чацкий пытается открыть ей глаза на Молчалина, Софья страшится истины:
Ах! Этот человек всегда Причиной мне ужасного расстройства!
В разговоре с господином N она заявляет: “Он не в своем уме”. Ей так легче, ей приятнее объяснить язвительность Чацкого безумием любви, о котором он сам говорил ей. Ее невольное предательство становится уже обдуманной местью:
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты
рядить, Угодно ль на себе примерить?
Общество единогласно приходит к выводу: “безумный по всему...” Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”. И. А. Гончаров оценивает финал пьесы: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой”. Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова по-
шатнуло незыблемость его устоев. Софья произносит: “себя я, стен стыжусь!”
2. Книга современного писателя, прочитанная вами. Ваши впечатления и оценка.

Билет №5
1.«Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений.
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин, осмысляя миссию поэта, сказал:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал.

В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением... Общий колорит поэзии Пушкина... — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Эта особенность пронизывает все творчество Пушкина, независимо от того, какой мотив в стихотворении является ведущим.

Философская лирика. В ней ставятся вечные проблемы бытия: смысл жизни, смерть и вечность, Добро и Зло. Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», 1830) трагическая тональность первой части («Мой путь уныл,/ Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море...») сменяется мощным мажорным аккордом:

Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Это не заглушает трагического звучания элегии, так как оно — отражение того, что в жизни человека есть страдания, горести, заботы, «закат печальный». Но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования, — чувство прекрасного («порой опять гармонией упьюсь»), радость творчества («над вымыслом слезами обольюсь»), способность «мыслить и страдать», вера в чудное мгновение любви.

Пейзажная лирика. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка («Осень», «Зимнее утро»). Эти детали важны не только своей живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой пробуждает чувство радости бытия («Зимнее утро») и творческого вдохновения, когда «легко и радостно играет в сердце кровь», «душа стесняется лирическим волненьем» («Осень»).

Любовная лирика. Пушкин передал все оттенки этого чувства: страсть и отчаяние («Признание»), преклонение «перед святыней красоты» («Красавица», «Мадонна»), светлую печаль воспоминаний отлюбимой женщине («На холмах Грузии...»).

Любовь в лирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным, пробуждение души, божество и вдохновение («Я помню чудное мгновенье...»), высокое благородство («Я вас любил...»). Признание «я вас любил» повторяется три раза, каждый раз с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины:

Я вас любил так искренно, так нежно. Как дай вам бог любимой быть другим.

Лирика дружбы. Цикл стихотворений, посвященных лицейскому братству («Воспоминания в Царском Селе») и послания друзьям. Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба». Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), это и союз единомышленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты — «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). И наконец, «дружество» — это та сила, которая способна поддержать человека в самых трудных жизненных испытаниях («Во глубине сибирских руд...»).

Вольнолюбивая лирика. «Деревня» — протест против «барства дикого» и «рабства тощего», в основе этого протеста лежит просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла — нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого. В стихотворении «К Чаадаеву» гражданский пафос — призыв Отчизне посвятить «души прекрасные порывы» приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» сравнивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья».

Лирика о поэте и поэзии. В 1826 году было написано стихотворение «Пророк» — своеобразный поэтический манифест Пушкина. Шестикрылый Серафим напутствует пророка: «Глаголом жги сердца людей». Эта поэтическая формула определяет пророческую миссию искусства: словом пробуждать в человеческих сердцах христианские добродетели: доброту, милосердие, терпимость, т. е. «чувства добрые».

Билет №6
1. Мотивы дружбы в лирике А.С.Пушкина.Чтение наизусть одного из его стихотворений. Тема «дружества» проходит через всю лирику Александра Сергеевича Пушкина. Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений. Этой теме посвящены:

цикл стихотворений о лицейском братстве, который открывают «Воспоминания в Царском Селе» (1814) и завершает стихотворение «Была пора, наш праздник молодой...» (1836);

послания друзьям («К Чаадаеву», «К Языкову», «Дельвигу», «И. И. Пущину» и т. д.).

Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба», и используется Пушкиным в нескольких значениях.

Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»). Пушкин свято хранил память о друзьях своей юности, «лучом лицейских ясных дней» («И. И. Пущину») была озарена его жизнь.

«Дружество» — это и союз единомышленников: «отчизне посвятим души прекрасные порывы» («К Чаадаеву»).

Это и поэтическое братство: поэты — «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). Дельвиг — «парнасский брат» («Дельвигу»), «мой брат по крови, по душе» («К Языкову»), Кюхельбекер — «мой брат родной по музе, по судьбам» («19 октября 1825 года»).

«Дружество» — это та сила, которая способна поддержать человека в самых трудных жизненных испытаниях, не случайно со словами «любви и дружества» он обращается к друзьям-декабристам («Во глубине сибирских руд...»), к своему первому, бесценному другу Пущину («И. И. Пущину»).

Послание «К Чаадаеву» — свободолюбивое политическое стихотворение, близкое по своему идейному содержанию к идеалам декабристов. Вместе с тем это один из художественных шедевров Пушкина.

Стихотворение «К Чаадаеву» распадается на три части: первые четыре стиха; от стиха «Но в нас горит еще желанье...» до «Минуты верного свиданья...» и от «Пока свободою горим...» до конца. При переходе от части к части настроение меняется. Идея Пушкина динамично развивается от стиха к стиху.

Первая часть выдержана в стиле и интонации печальной элегии, создает образ разочарованного, утратившего иллюзии человека. В элегии в центре стоит «я», в послании — «мы». Смысл этой антитезы раскроется в дальнейшем анализе.

Вторая часть начинается с резкого смыслового и интонационного контраста. Не случайно он открывается противительным союзом «но». В центре стоит образ человека, полного страстей, с кипучей энергией и силой чувств. Он противостоит разочарованному, печальному человеку с «преждевременной старостью души». Элегия превращается в мажорное лирическое стихотворение. Для того чтобы передать силу чувств своего героя, Пушкин строит вторую часть на развернутой метафоре — сопоставлении жажды свободы и страстей любви. Он использует энергичные выражения «горит желанье», «нетерпеливою душой», смело вводит в политическую лирику любовные образы: «томленье», «любовник молодой», «минуты верного свиданья». Фразеологизм «горит желанье» в пушкинскую эпоху обычно встречался в любовной лирике, обозначая страстное чувство. Сопоставление со словами «свободою горим» придавало ему совершенно новое, необычное значение. Политическая лирика становится интимной по интонациям, избавляясь от декламационного холода торжественной поэзии.

Третья часть представляет собой обращение к Чаадаеву, прямой призыв к борьбе. Стихотворение кончается верой в грядущую славу, завоеванную в бою («На обломках самовластья напишут наши имена»).

Таким образом, начало стихотворения отвергает любовь, надежду и тихую славу, а вторая и третья части восстанавливают в правах любовь, надежду и бурную славу. Индивидуализму романтической элегии противопоставлено чувство героического братства.

Пушкин создает идеал человека с богатой душой, открытого всем чувствам, человека, для которого любовь и свобода сливаются, а не противостоят друг другу... Послание «К Чаадаеву» оставляет светлое, радостное впечатление» (по Ю. М. Лотману).

Билет №7
1. Любовная лирика А. С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений.
А. С. Пушкин — непревзойденный мастер лирических произведений, которые он писал на протяжении всей своей недолгой жизни. Мотивы лирики поэта, глубина мыслей и чувств в каждом стихотворении разнообразны. Это и патриотическая вольнолюбивая лирика, лирика дружбы и, наконец, лирика любви.
Тема любви к женщине звучит во многих произведениях и представлена многогранно: любовь — чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления, любовь как мимолетное влечение, любовь человека, умудренного жизнью, любовь и чувства, сопутствующие ей (радость, печаль, грусть, ревность и т.д.).
Шедеврами пушкинской любовной лирики, в которых говорит “язык сердца”, являются немало стихотворений. Среди них “Признание” (“Я вас люблю — хоть я бешусь...”)
Следующие строки из этого стихотворения характеризуют поэта как натуру возвышенную, глубоко чувствующую и любящую:

Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю:
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!

В другом стихотворении — “На холмах Грузии лежит ночная мгла...” — есть строки, которые можно считать эпиграфом ко всей жизни Пушкина: “... И сердце вновь горит и любит — оттого, что не любить оно не может”.
Особой проникновенностью отличается стихотворение “Я вас любил...”. Оно волновало и не перестает волновать людей потому, что в этой лирической миниатюре заключены общечеловеческие духовные ценности. Читая строки “Я вас любил...”, мы не обнаруживаем в них ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Но говоря словами В. Г. Белинского, “в нем та же трогающая душу гуманность, та же артистическая прелесть, что и в других интимных стихотворениях поэта”.
Кажущаяся простота позволяет тем не менее в своеобразной манере изложения раскрыть самые различные чувства.
“Я вас любил” — выражение повторяется троекратно и, сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые оттенки:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

В этой части стихотворения подчеркиваются благородство, ненавязчивость лирического героя. Чувства его не остыли, но он не хочет тревожить и печалить объект своей любви.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим...

— здесь автор указывает на силу любви, многогранность сопутствующих чувству переживаний: безнадежность, робость, ревность.

Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Этими словами Пушкин утверждает, что настоящая любовь — это пожелание быть счастливой и любимой даже другим.
Одно из самых прекрасных стихотворений любовной лирики — “Я помню чудное мгновенье...”. Считается, что оно посвящено Анне Петровне Керн. История романа Пушкина и Керн весьма показательна с точки зрения становления личности поэта на фоне его любовных переживаний.
А. П. Керн в жизни была не только красивая, но и милая, добрая женщина с несчастливой судьбой.
Искреннее чувство Пушкина к Керн было выражено в стихотворении, которое превратило А. П. Керн в “гений чистой красоты”.
Пушкин был очарован обаянием и красотой Керн в 1819 году. Спустя шесть лет, летом 1825 года, он опять встретился с Анной Петровной в Тригорском. Неожиданный приезд ее всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой, Михайловской ссылки появление Керн вызвало пробуждение в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти.
Незадолго до отъезда Анны Петровны Пушкин и написал это стихотворение, которое сам вручил ей вместе с экземпляром одной из первых глав “Евгения Онегина”.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...

Стихотворение начинается с воспоминаний о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это глубоко сокровенное, незатухающее воспоминание согрето таким чувством, что трудно выразить более горячо и трепетно.
“В томленьях грусти безнадежной... Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты...”

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Эти неповторимые строки созвучны другим, из письма Татьяны Онегину, в котором героиня изливает “тоску вопиющей души” в бесхитростных, идущих от самого сердца признаниях:

И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул…

Письмо Татьяны было написано в 1824 году за несколько месяцев до новой встречи Пушкина с Керн. Не это ли письмо подсказало первые строки стихотворения “Я вас любил...”?
Важны то состояние беззаветной влюбленности, свежести и чистоты чувства, то пробуждение и волнение души, которые вызвали к жизни это признание. Пушкин невольно заставляет любить свой идеал и восхищаться Татьяной, так как этот образ — плод его воображения и мечта, достойная любви и восхищения.
Мы видим, что любовная лирика Пушкина не связана с конкретной личностью, а выявляет философские раздумья поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил.

Билет №8
1. Защитники «века минувшего» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Чтение наизусть одного из монологов Фамусова.
В круг представителей «века минувшего» включаются:

Фамусов — глава богатого московского дома, который мечтает выдать удачно замуж дочь и получить пару орденов;

Скалозуб— груб и примитивен, но «золотой мешок, и метит в генералы». Его жизненное кредо:

...как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы.

Горичи — молодая светская дама и «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей»;

князья Тугоуховские с шестью дочками, не отличающимися друг от друга. Цель жизни княгини — удачно выдать их замуж, используя князя «на посылках» (будущее Горича);

графини Хрюмины (бабушка и внучка) — выживающая из ума старуха и озлобленная сплетница-внучка;

Загорецкий — вор и доносчик («при нем остерегись: переносить горазд, и в карты не садись: продаст»);

Хлестова —
Категория: Новости | Просмотров: 1053 | Добавил: thisever | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта